Фото: staging.amcham.ru

Биография Мурашко Михаила Альбертовича.

Доктор медицинских наук по специальностям  «Организация здравоохранения и общественное здоровье» и «Акушерство и гинекология».

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения

Родился 09.01.1967 в г. Свердловске.

Высшее профессиональное образование получил в Уральском государственном ордена Трудового Красного Знамени медицинском институте (окончил в 1992 г).

1986-1988 – проходил службу в Вооруженных силах МВД СССР;

08.1992-03.1996 – врач-интерн, врач-акушер-гинеколог Коми республиканской больницы, Республика Коми г. Сыктывкар;

03.1996-11.1996 – заместитель главного врача по консультативно-диагностической работе, главный врач республиканского государственного учреждения «Коми республиканский перинатальный центра», Республика Коми г. Сыктывкар;

11.1996-12.1999 – главный врач Коми республиканского государственного учреждения здравоохранения – Республиканского медицинского объединения, Республика Коми г. Сыктывкар;

01.2000-03.2006 – главный врач Республиканского перинатального центра Агентства Республики Коми по здравоохранению, Республика Коми г. Сыктывкар;

03.2006-02.2011 – Министр здравоохранения Республики Коми, Республика Коми г. Сыктывкар;

02.2011-06.2012 – заведующий кафедрой акушерства и гинекологии с курсом педиатрии Коми филиал ГБОУ ВПО «Кировская государственной медицинской академии» Минздравсоцразвития России, Республика Коми г. Сыктывкар;

07.2012-03.2013 – заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, г. Москва;

03.2013-07.2015 – временно исполняющий обязанности руководителя Росздравнадзора;

С 14 июля 2015 г. - руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.07.2015 № 1362-р).

Имеет классный чин «Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса» (Указ Президента Российской Федерации от 02.05.2017 № 194).

Профессор Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации».

Заведующий кафедрой БМТ-5 «Исследования, испытания и эксплуатация медицинской техники» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана».

В 1999 году присвоена ученая степень кандидата наук,  в  2006 году – доктора медицинских наук (по двум специальностям - «Организация здравоохранения и общественное здоровье» и «Акушерство и гинекология»). Докторская диссертация посвящена организации перинатальной помощи: разработана современная модель оказания перинатальной помощи матери и ребенку, которая внедрена в настоящее время в Российской Федерации.

Высшая категория по специальностям акушерство и гинекология, организация здравоохранения.

Главный редактор журнала «Вестник Росздравнадзора», главный редактор журнала «Управление качеством в здравоохранении», главный редактор и основатель журнала «Здоровье человека на Севере», член редакционного совета журнала «Детская медицина Северо-Запада».

 

Клиницист, дважды доктор медицины Михаил Мурашко, осуществлявший федеральный надзор за индустрией здравоохранения с 2013 года, прекрасно осведомлен обо всех отраслевых проблемах и наверняка представляет себе объем работы на министерском посту, масштабность стоящих перед ведомством задач и меру личной ответственности за их реализацию. О том, какими соображениями будет руководствоваться в новой для себя роли министр Мурашко, можно судить по его инициативам на посту руководителя Росздравнадзора. Детали – в подборке Vademecum.

Контроль качества медицинской помощи

Михаил Мурашко, реагируя на пациентские жалобы, последовательно выступал за ужесточение проверок медицинских учреждений и добивался для Росздравнадзора особых полномочий в этой крайне чувствительной сфере. «Мы сейчас настаиваем на том, чтобы в медицинских организациях размещался не огромный стенд с указанием платных услуг, а стенд, где будет указан дежурный администратор и его телефон», – заявлял он еще в 2014 году. Спустя пять лет, в 2019-м, наконец увидел свет приказ Минздрава РФ №381н о требованиях к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Документ предусматривает плановые и внеплановые проверки, сбор и анализ статистики, учет «нежелательных событий» и так далее. Курировать отечественный аналог JCI поручено как раз Росздравнадзору.

К слову, по поручению вице-премьера РФ Татьяны Голиковой, служба в 2018 году чрезвычайно эффективно проверила на соответствие порядку оказания медпомощи по пластической хирургии 1,2 тысячи профильных клиник, обнаружив более 3,2 тысячи нарушений. Результат рейда – сдача 252 клиниками по собственной инициативе лицензий по пластике.

«Двойное лицензирование» или размещение медорганизаций «по потребности населения»

Несмотря на то что идею предварительного согласования региональными властями «решений о создании медорганизации либо об изменении профиля ее деятельности» осенью 2019 года транслировал Минздрав, первым ее «засветил» Михаил Мурашко.

Выступая в феврале 2019-го на инвестиционном форуме в Сочи, он заявил, что государственным клиникам не с руки конкурировать с частниками за «ресурсы» – так нежно Мурашко назвал медработников, а затем уточнил: «Получается так, что создание частных медорганизаций подчас происходит на том же поле, на котором существуют все остальные медучреждения. Что происходит? Либо теряется поликлинический принцип, либо выдергиваются, в том числе у государственных медорганизаций, какие-то наиболее прибыльные виды медпомощи».

Идею не поддержали игроки рынка – причем не только частники, но и представители госмедучреждений, выступила против инициативы и ФАС. Получивший такой фидбэк Минздрав риторику сменил, предложив ориентировать механизм «двойного лицензирования» только на сегмент ОМС. Никаких нормативных изменений, впрочем, за дискуссией не последовало.

Однако Мурашко остался при своем мнении, о чем прямо заявил 16 января на Гайдаровском форуме. Вот тематический слайд презентации нового министра здравоохранения:

Тогда же высказался Михаил Мурашко и по одной из наиболее болезненных для медицинского сообщества теме – так называемых ятрогенных уголовных делах и перспективе появления специальной «врачебной» статьи в УК РФ. «Мы должны понимать, что расследование таких неблагоприятных событий должно вестись открытым способом. Врач не должен камуфлировать. Но если существует угроза уголовного преследования, то это происходит неизбежно, когда по истории болезни мы не можем оценить достаточно детально, что произошло. Поэтому уголовное преследование врача должно быть минимизировано, к этому должно быть четкое показание – только халатность. Все остальное должно уходить не в уголовное поле, и к этому приходят все главы министерств здравоохранения», – заявил тогда еще глава Росздравнадзора.

Особый статус клинических рекомендаций

Не остался Мурашко в стороне и от другой острой отраслевой проблемы – наделения клинических рекомендаций «обязательным» статусом. На этапе обсуждения этой новеллы представители профессионального сообщества критиковали проект поправок к 323-ФЗ и предлагали внести в него различные коррективы, однако на финишную прямую законопроект пришел с незначительными изменениями. «С уверенностью можно сказать, что сам факт неравнодушного отношения сообщества говорит о попадании в так называемую «болевую точку», устранение которой назревало уже давно», – написал в своем отзыве тогдашний глава Росздравнадзора.

Регистрация медицинских IT-решений и ПО для медоборудования

После выступлений участников рынка о необходимости пересмотра подходов к регистрации медицинского ПО, выход которого на рынок по традиционной процедуре запаздывал по сравнению со скоростью разработок новых продуктов, осенью 2019 года Росздравнадзор создал профильную рабочую группу. Новые правила регистрации, упрощающие процедуру, Мурашко обещал представить в январе-феврале 2020 года. «Для определенных направлений по классам риска будет короткий доступ, по наиболее сложным системам – более длительный по времени доступ, но при этом будет существовать система долговременного наблюдения за процессами», – сообщил индустрии глава службы.

 

Коллапс на рынке медизделий

После прошедшего в 2011-2012 годы изменения законодательства в сфере регулирования обращения МИ и принятия правительственного постановления №1416, обновившего процедуру регистрации медизделий, Росздравнадзор, отвечающий за выдачу регудостоверений, накопил перед отраслью «долг» по пропуску на рынок около двух тысяч продуктов, что привело к ситуации, которую участники рынка в 2013 году охарактеризовали как «коллапс». Позже ведомство ответило на запрос индустрии продлением дедлайнов по перерегистрации МИ, но кардинального ускорения процесса так и не произошло – ввод новых медизделий в обращение, по оценкам Счетной палаты РФ, до сих пор остается тормозом развития сегмента.

Так глава службы оценил ее работу в 2017 году. Своим мнением он поделился в предисловии к тематическому отчету, представленному на коллегии ведомства 29 марта 2018 года.

Источник Vademecum